Москва
У Вас есть вопросы?
Наш лучший менеджер свяжется с Вами за 30 секунд! Закажите бесплатный звонок!
Жду звонка
* по московскому времени

Kорзина пуста

Запретят ли электронные сигареты в России?


Как вы уже знаете, Государственная Дума приняла во втором чтении закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
В тексте принятой редакции нашлось место сомнительной формулировке об использовании "имитации" для рекламы и стимулирования продаж табачных изделий.

Давайте и мы попробуем разобраться, что ждать пользователям и продавцам электронных сигарет с наступлением лета 2014 года.



Статья 16.  Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака и табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:
...
г) использование и имитация табачного изделия для других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве, оптовой и розничной торговле такими товарами;

..."


 
Терминология

Чтобы более четко понимать суть этого пункта закона, вначале разберемся в терминологии.



Значение приведенных терминов раскрывается в "ГОСТ Р 52463-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия.
Термины и определения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 481-ст), Федеральном законе от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию".

Табачное изделие: изделие, полностью или частично изготовленное из табачного сырья, предназначенное для курения или для жевания, сосания, нюхания. Вид табачных изделий: совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления.

Примечание - К ним относятся (включая, но не ограничиваясь) курительные изделия: сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, папиросы с фильтром, сигары, сигариллы, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, табак для кальяна, биди, кретек и некурительные изделия: табак жевательный, табак сосательный, табак нюхательный.


Термин "имитация" в законодательстве и судебной практики используется, но его официальное толкование отсутствует.

В толковых словарях  "имитация" понимается как:

1. Подделка под что-нибудь (имитация мрамора);

2. Воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание чему-нибудь, образец чего-нибудь.

При буквальном прочтении ГОСТ Р и ФЗ No. 268-ФЗ электронные сигареты не относятся к табачным изделиям (табачной продукции).



До текущего момента, ограничения по продвижению электронных сигарет на российском рынке касались только рекламы. Речь идет о ч. 1-4 ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Несмотря на то, что в законе явным образом отсутствует упоминание об электронных сигаретах, ФАС РФ дал свои разъяснения. Интерпретируя положения ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ Федеральная антимонопольная служба в письме от 3 марта 2011 г. N АК/7349 "О рекламе электронных сигарет" указала следующее:



ФАС

    "Статьей 23 Федерального закона "О рекламе" установлены требования и ограничения в отношении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров. Таким образом, перечень товаров, на рекламу которых распространяются положения указанной нормы Федерального закона "О рекламе", не является исчерпывающим.

"Поскольку "электронные сигареты" используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, "электронные сигареты", по мнению специалистов ФАС России, также могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям, тем самым приравняв электронные сигареты к табачным изделиям в вопросах рекламы.

В связи с изложенным реклама "электронных сигарет" должна осуществляться с учетом положений статьи 23 Федерального закона "О рекламе".

В отношении рекламы товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям, применяются положения частей 1, 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе", соответственно реклама "электронных сигарет", по мнению специалистов ФАС России, также должна соответствовать данным нормам.

Вместе с тем требования части 3 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" на рекламу таких товаров не распространяются.".



Ответственность

Согласно ч 1. ст. 14.3 КоАП РФ  нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Новый закон может поставить точку в развитии цивилизованного рынка электронных сигарет в России. Мнение юристов по поводу последней редакции закона не однозначно: с одной стороны электронную сигарету можно отнести к имитации, а с  другой стороны ФАС РФ уже причислил электронные сигареты к табачным изделиям.

Законопроект, по сути, устанавливает запрет на продажу электронных сигарет как способа рекламы табачных изделий. Кроме того, действующим законодательством уже установлены ограничения на рекламу электронных сигарет.

При буквальном толковании статей Законопроекта ограничений на использование (употребление) электронных сигарет (по аналогии с табачной продукцией) Законопроектом не установлено.

Если электронная сигарета не будет выглядеть как табачное изделие, полагаю, что ограничения на ее реализацию отсутствуют. Но правоприменительная практика с учетом ранее высказанной позиции ФАС РФ и судебных актов может пойти по иному пути, и признать правомерными ограничения на продажу всех видов электронных сигарет. 


К сожалению, за нас уже все решили... "Электронные сигареты также содержат вредные вещества, поэтому мы настаиваем на запрете на их продажу", - заявил зампред комитета по охране здоровья Николай Герасименко.


Единственное вредное вещество в составе электронных сигарет известное мне на сегодняшний момент - это никотин. Однако, яд это или лекарство определяет дозировка.  Конечно, электронная сигарета это не избавление от табачной зависимости и не лекарство, о чем уже заявлял ВОЗ. Но для меня это способ минимизировать вред, наносимый моему организму вредной привычкой,  также как и возможность не причинять вред и неудобства окружающим.

Я очень надеюсь, что депутаты внесут корректировки в третьем чтении в указанный пункт, рассеяв туман и внеся полную ясность. В текущей редакции, коррупционная составляющая формулировки "...имитирующих..." меня очень настораживает.  Сейчас еще не определена ответственность за нарушение рассматриваемого пункта закона, но в конечном итоге, сумма штрафов может оказаться весьма внушительной...



К чему может привести, если электронные сигареты будут признаны "имитацией"? 


Постепенно закроются розничные точки, электронные сигареты исчезнут с виртуальных прилавков крупных интернет-гипермаркетов. Специализированные интернет-магазины перенесут свою деятельность под юрисдикцию других стран или прекратят свою деятельность. Официально купить электронные сигареты в России у производителя станет невозможным. Кто-то уйдет в подполье.



А кто пострадает?

Конечно покупатель. Время доставки значительно увеличится, стоимость тоже. К тому же, права покупателя никак не будут защищены, так как продавец избавлен от ответственности за качество продукции. 



Кому это нужно?

Мне на этот вопрос ответ очевиден. Табачные империи борются за своих потребителей. Не имея доступной альтернативы, подавляющая часть курильщиков продолжит курить традиционные сигареты, норма прибыли на единицу проданного табачного изделия вырастет, компенсируя прочие потери от введения новых ограничений.


В некоторых странах уже введен запрет на продажу электронных сигарет.

Уже сейчас, использование электронной сигареты многоразового действия обходится дешевле, чем курение традиционных сигарет. После увеличения розничных цен на табачные изделия, экономическая выгода для потребителя станет определяющей.

С момента принятия рассматриваемого закона во втором чтении, мы услышали огромное количество слов поддержки и предложений о помощи. Огромное спасибо вам за это! Мы будем отстаивать свое и ваше право на ВЫБОР, используя все доступные возможности. 


Читать также:
Скидки для постоянных клиентовНаша компания очень дорожит своими постоянными покупателями.

Сегодня мы делаем шаг:мы объединяем систему скидок нашей розничной системы и Интернет магазина.
Заправка картомайзера-танка при помощи заправщика DCTМногим нравятся картомайзеры-танки. Новое поколение клиромайзеров Smoktech, а также обычные картомайзеры-танкам с одной или двумя спиральками довольно часто пользуется популярностью у вэйперов.
Уберите жидкость от источников тепла

Сегодня утром мне пришла посылка с жидкостью для электронных сигарет. Новый аромат. Мне очень хотелось попробовать. Я достал бутылочку из упаковки – на ней было написано «апельсин». Попробовал. На апельсин оказалось совсем непохоже. Цвет жидкости тоже оказался довольно подозрительный – коричневатый. Я решил не рисковать, и больше эту жидкость не курить.

← вернуться к списку

Голосов: 72 | Рейтинг: 2.45